История городского транспорта - Автобус

Мало кто знает, что один из первых украинских автобусов был построен почти 90 лет назад именно на Подолье. Конечно же, потом были и автобусы Икарус, Автобусы МАЗ а теперь автобусы Богдан, но а как же это всё начиналось?

Первые украинские машины. Создание первого украинского автобуса началось в Одессе, в механической мастерской местного инженера В.Стасюлевича. В 1909 году, на основе зарубежного грузовика, инженером был построен первый на территории современной Украины автобус. Одесситы, как наследственные махинаторы, все скопировали с одной из зарубежных моделей. Единственное, что не смогли сделать, -  так это радиатор. Поэтому доморощенные умельцы вынуждены были разрабатывать собственный. Он получился очень большой и тяжелый, но стал тем внешним отличием от зарубежной копии, позволил одесситам утверждать, что их автобус является собственной разработкой. После одесского автоклона-гибрида, в Украине автомобили не производили более двадцати лет.

Следующим украинским автомобилем стал грузовик с настоящей национальной названием «Украина-4», который был выпущен в начале ноября 1931 на Харьковском автосборочном заводе. Всего изготовили две такие машины. Они заняли небольшое помещение цеха так, что пришлось сломать стены, чтобы они смогли выехать. Обе машины были сделаны из отечественных материалов, и не просто собраны, а именно сделаны. Грузовик имела мощность 70 лошадиных сил, максимальная скорость - 70 км в час и грузоподъемность 4 тонны. 7 ноября 1931 оба грузовика приняли участие в праздничной демонстрации трудящихся столицы Украины - Харькова.

Однако, все автомобили довоенной эпохи были лишь экспериментальными моделями и в серийное производство так и не вошли.  Вот вкратце и все, что удалось найти о начале украинского автомобилестроения в энциклопедиях и справочниках. Но здесь сразу заметим, что в тех изданиях есть явный пробел - вторым украинским городом, где начали собирать автомобили был ... Каменец-Подольский. Этот факт до сих пор остается малоизвестным не только широкой общественности, но даже среди историков-краеведов. От ремонта до производства. 

После длительной гражданской войны, в конце 1920 года на Подолье окончательно была установлена советская власть. Стало налаживаться мирная жизнь, начали работать учреждения и предприятия. Фактически сразу народное хозяйство столкнулось с транспортной проблемой - незначительный автомобильный парк края, сформировавшийся еще в царские времена, был или уничтожен в годы войны, или находился в распоряжении действующей армии. В молодой стране Советов автомобильная промышленность еще не была создана, а повседневности требовало как грузовых авто, так и автобусов. В 1922 году на заседании Подольского губернского исполкома решили попробовать на местных предприятиях делать ремонт старых автомобилей.  В том же году авторемонтные цеха вступили в строй в Виннице, Проскурове и Каменце-Подольском. В эти города из всего Подолья свозили разбитые автомобили и запчасти от них, и там из двух-трех таких «убитых» машин собирали одну действующую. Лучше всего дела с подобным ремонтом шли на одном из крупнейших машиностроительных заводов региона - Каменец-Подольском чугунолитейном и механическом заводе «Мотор». Предприятие, основанное в 1918 году, мало неплохое оборудование и вдоволь запчастей и комплектующих, оставшихся на гарнизонних инженерных складах еще с царской армии. Таким образом, на Подолье в 1922 году собственными силами удалось увеличить парк автомобилей почти на двадцать грузовиков. А вот с пополнением парка автобусов возникли проблемы - в регионе не было ни комплектующих, ни старых машин для ремонта. 

Автобус за четыре месяца.  Поразмыслив над собственными возможностями, дирекция каменецкого завода пришла к решению - попробовать строить автобусы собственной конструкции. Инженеры и техники предприятия в сжатые сроки (за четыре месяца!) Сумели разработать документацию и наладить производство автобуса, которому дали название «Каменецкий мотор». Шасси с двигателем взяли от американского грузовика «Уайт», часть агрегатов от других машин, часть изготавливали собственными силами, так же, как и кузов. Первый автобус выехал с завода накануне октябрьских праздников 1923 года, еще один был собран через два месяца.  Автобусы передали управлению Подольской губтрансконторы, которое сразу организовало пассажирский маршрут Каменец-Подольский - Проскуров - Винница. «Каменецкий мотор» имел 12 мест для пассажиров в салоне, и еще два места рядом с водителем. Двигатель имел мощность 30 лошадиных сил и разгонял машину до 30 км в час. Поэтому в Проскуров автобус ехал 4:00, делал технический перерыв 2:00, и дальше еще 5:00 в Винницу. Там ночевал, а утром шел обратным маршрутом.  Во всей этой истории осталось пока невыясненным - сколько собрали в Каменце автобусов, и как долго они работали на маршрутах. Но и без того, факт для нас достаточно примечателен - именно на Подолье наладили одно из первых в Украине автопроизводств.

Комментариев нет.

Похожие статьи

Последние статьи

Популярные

  • Первый шаг к Истине - Часть 4
    У нас в N есть церемония, называемая Поа. Благодаря ей мы можем узнать, в какой мир попадет душа человека после смерти, и...
  • Первый шаг к Истине - Часть 3
    Первый шаг к Истине - Часть 3
    Карму можно изменить Что мы можем предпринять, если мы уже сделали пожертвование не тому, кому следует? Может, только и...
  • Первый шаг к Истине - Часть 2
    Что буддийские писания говорят о Вселенной Буддийский "Генезис" ("Основная Сутра о Причине Происхождения Мира") ясно объясняет...
  • Первый шаг к Истине - Часть 1
    Добро пожаловать в мир Истины! В наше время число людей, интересующихся проблемами души и внутреннего мира, постепенно растет....
  • Форекс форумы. Спасательный круг для новичков
    Форекс форумы спасательный круг для новичков Сегодня мы с вами поговорим о финансовых форумах. А именно о форексе. Этот вид...